Я была на балу Удачи
"Звезда" никогда не загорается сама по себе - для этого нужно множество совпадений. И всё-таки: как быть в случае с Эдит Пиаф? На этот вопрос пытаются ответить в спектакле по пьесе Л. Терентьевой постановщик Ю. Пахомов и исполнители - заслуженная артистка Украины Татьяна Аркушенко, Андрей Сидоров.
Такую Пиаф, которую мы увидели в одноименном спектакле, наверняка мало знает широкая публика. Да что говорить: сама она, Эдит Гассион, предпочитала, чтобы о ней знали ровно столько, сколько позволит она сама. А ей хотелось говорить о себе лишь скупыми фразами, не останавливаясь на фактах, почему-либо вызывающих раздражение - по крайней мере в автобиографической книге Пиаф "На балу удачи" не найдешь многое из того, о чём говорится в спектакле. Пьеса Л. Терентьевой рождена из документальных свидетельств современников, тех, кто был рядом с Пиаф хоть малое время Тех, кто сделал все, чтобы уличная певичка из Малышки превратилась в Эдит Пиаф. Но самое главное, конечно, было в ней самой: страстное желание стать настоящей певицей. Она стала бы ею, несмотря ни на что. Она была бы ею, даже несмотря на нелепый вид - без грима, без чулок, в короткой юбке за 4 су.
Татьяна Аркушенко и Андрей Сидоров показали нам "несколько акробатических номеров из жизни Эдит Пиаф": очень точное определение, поскольку саму биографию Эдит вполне можно назвать балансировкой по проволоке Судьбы. Меняются мужчины в ее жизни, из личных драм она выходит всегда с "разодранным сердцем" - но петь Эдит не перестает даже в самые тяжелые моменты. Да, мужчины занимали большое место в её жизни - она о том не жалеет. Но всегда с ней был именно ее мужчина - тот, который лепил ее в тот момент, или тот, кого делала она. Её паровозик на рельсах судьбы-индейки всегда мчался по выбранному маршруту и, несмотря на крушения по пути, держал путь в выбранном направлении. Но мы смотрим на маленькую железную дорогу, построенную на театральной сцене, с щемящим чувством: ну почему опять катастрофа?
Почему опять разлад в ней самой - в певице, которой уже подвластны не только "Джернис", но и знаменитое "АВС", а затем роскошные "Олимпия", "Карнеги-холл"? Почему в душе после очередного расставания - пусто и темно, как в туннеле? И как тоненький стебелек надежды, выросший почти на рельсах, - мысль о вчерашнем концерте. Именно это воспоминание чаще всего и спасает Эдит: "Последний раз мне аплодировали семь минут, стоя. И я поняла: я обручена навсегда со зрительным залом".
Татьяна Аркушенко играет Эдит, очень точно прочувствовав каждый оттенок её настроения. В разных ситуациях это всегда разная Эдит - грубая и взбалмошная, нежная и страстная, дерзкая и яростно отстаивающая свою точку зрения. Но всегда - удивительная, всегда волнующая, всегда - вызывающая желание сопереживать. И те слабости великой певицы, которые традиционно смаковала бульварная пресса, поданы Аркушенко с большей долей деликатности: алкоголь отнюдь не заглушает в Эдит Пиаф страданий, он лишь показывает глубину её переживаний.
Спутники жизни, с которыми шла Эдит какой-то отрезок времени, не были скромным дополнением к яркой личности Они были обязательно интересны сами по себе: Андрею Сидорову удалось, не повторяясь, воплотить на сцене сразу несколько мужских образов. И нам было любопытно следить, как во взаимоотношениях с возлюбленной проявляется каждый из партнеров Пиаф - по жизни и творчеству. Диаметрально противоположные типы, каждого из этих мужчин объединяет с Пиаф или любовь к сцене, или другая любовь, которая не может быть мельче, проще той, первой.
Партнёрский тандем Аркушенко-Сидоров получился гармоничным: актеры очень пластичны, оба тонко чувствуют мелодику спектакля, хотя поет на сцене, конечно, только один человек - Эдит Пиаф. Весь рассказ о поезде жизни певицы сопровождают её песни - те популярные шлягеры, которые когда-то распевала вся Европа. Но никто не мог их исполнять так, как Эдит, - и потому она пела их одна. Режиссёр спектакля Юрий Пахомов сознательно идет на этот шаг, показывает нам настоящую Пиаф в кадрах кинохроники. Этот образ живой, нетеатральной Пиаф не входит в противоречие с только что созданным на сцене: актеры подводят нас к настоящей Эдит вот так. через "акробатические номера её жизни". Исподволь - через её страсти и страдания.
"В моей жизни не было ничего более стоящего, чем любовь и мои песни", - скажет в конце спектакля Эдит-Аркушенко. И, задумавшись, прибавит главное: "Я была на балу Удачи".
Copyright © Елена Сидорович, Москва, 1999