Что такое французская музыка?
Что же такое французская музыка? И вообще насколько правомерно такое определение? В этом тексте я постараюсь как можно более четко осветить свое мнение по данному вопросу. Должен сразу предупредить, что все нижеизложенное является только суммой моих собственных знаний, суждений и мнений о французской музыке. Оговорюсь также, что я не буду затрагивать тексты (это отдельная тема).
С самого начала проникновения американской масс-культуры на европейский континент французы всеми силами пытаются сохранить чистоту своей культуры, в первую очередь в кино. Точно так же бережно они хранят свою современную музыку, основы которой закладывались еще в 20-х годах. Разумеется, проникновение и слияние культур неизбежно - даже "железный занавес" в свое время не спасал, но тем большего уважения заслуживают французские музыкальные традиции. Французские песни проникли в Америку, хоть и в переработанном варианте ("My Way", ставшая визитной карточкой Фрэнка Синатры, была написана Клодом Франсуа и называется "Comme d'habitude", или "Et maintenant" Жильбера Беко, спетая дуэтом Сонни и Шер, а потом многими другими - "What now my love"). Есть французские песни - переводы с английского, гораздо более известные, чем оригиналы. Ярчайший пример - всем известная песня Джо Дассена "Елисейские поля" ("Les Champs-Elysees"). А кто знает оригинал - "Waterloo Road"? Или великолепное "Бабье лето" - "L'ete indien"? Оригинал ("Africa") настолько отличается, что его можно считать совсем другой песней. Итак, можно ли выделить французскую музыку в некое отдельное направление? Мое мнение - да, можно и нужно. Французские композиторы и певцы стремятся оставаться самими собой, свести влияние музыкальной моды к минимуму.
Теперь поговорим о направлениях во французской музыке. Вначале конкретный пример: если послушать рядом Пиаф и Фармер, сразу услышишь разницу. Хотя это певицы разных поколений (более чем, я бы сказал). В связи с этим первое различие: просто по времени. Довоенную музыку я на направления не разделяю (может быть, просто по недостатку знаний), вся она сделана в одной манере, за исключением Тино Росси (Tino Rossi), который поет, как оперный певец (благо голос позволяет).
А вот дальше, начиная с 60-х годов, начинается разнообразие. Собственно, можно с достаточным основанием применять привычное деление на жанры, учитывая, что во французской музыке (далее ФЯМ) оно гораздо менее четкое, чем в англоязычной (далее АЯМ). То есть жанры переходят один в другой: где-то чистое диско, где-то приплетаются джазовые вариации, где-то уклон в рок. Чистых жанров в понимании, привычном к АЯМ, практически нет, за исключением Селин Дион (Celine Dion) (что и неудивительно - она канадка, очень сильное влияние американской музыки, и поет она на типично американский манер - полу-поп, полу-рок) и Милен Фармер (Mylene Farmer) (я ее считаю "среднеевропейской" певицей, поющей обычное диско по-французски; т.е. она намного ближе к АЯМ, чем к ФЯМ). Недалеко от Фармер и Дезайрлесс (Desireless).
Другой чистый жанр, типично французский - шансон. Если попросить сформулировать определение, я только разведу руками - это не легче, чем дать определение романса. Проще привести примеры: Пиаф (Edith Piaf, наст. имя Edith Giovanna Gassion), Монтан (Yves Montand, наст. имя Ivo Livi), Азнавур (Charles Aznavour, наст. имя Varenagh Shahnud Aznavourian), Дассен (Joseph Ira Dassin), Матье (Mireille Mathieu). Хотя у них у всех есть уходы в другую манеру исполнения, тем не менее в основе своей это классический шансон. Говоря о шансоне, нельзя обойти вниманием Шарля Трене (Charles Trenet), который и создал шансон в том виде, в каком мы его знаем. До прихода Трене на сцену французская эстрада приобретала все больший крен в сторону пустых внешних эффектов в ущерб содержанию. Также заслуживает упоминания Морис Шевалье (Maurice Chevalier), ставший примером для многих последующих исполнителей. Перечислю еще нескольких шансонье: Сальваторе Адамо (Salvatore Adamo) и Клод Барзотти (Claude Barzotti) - оба из Италии, живут в Бельгии; Франсуаза Арди (Francoise Hardy), Мишель Берже (Michel Berger), Франс Галль (France Gall), Жорж Мустаки (Georges Moustaki), Серж Реджани (Serge Reggiani).
Жорж Брассенс (Georges Brassens), Жак Брель (Jacques Brel), Лео Ферре (Leo Ferre), Борис Виан (Boris Vian) - это что-то отдельное, близкое к нашей авторской песне. Чтобы их по-настоящему любить, надо как следует знать французский язык, хотя к Брелю это относится в меньшей степени - он замечательный мелодист. Кстати, песня Бреля "Ne me quitte pas" по опросу радиослушателей Франции, Бельгии, Швейцарии и Канады названа лучшей франкоязычной песней 20 века (результат - 399 баллов из 400). Для меня это равнозначно лучшей песне мира, каковой я ее и считаю. И еще пару слов о Брассенсе. Многие говорили мне, что многое от него взял Окуджава. Я сам не могу подтвердить это на 100 процентов, поскольку не очень хорошо знаю и того, и другого, но некое сходство в манере исполнения заметно невооруженным глазом.
Во ФЯМ заметно тяготение к джазу. Вот яркие представители: Мишель Польнареф (Michel Polnareff), Ги Маршан (Guy Marchand), Мишель Жонас (Michel Jonasz, венгр по происхождению), Эдди Митчелл (Eddy Mitchell), исполнявший также рок-н-ролл; не обошелся без этого на сцене и Дассен, просто обожавший джаз. Конечно, все это мало похоже на Армстронга, но влияние американского джаза несомненно. Еще стоит упомянуть Алена Сушона (Alain Souchon) и Лорана Вульзи (Laurent Voulzy).
Рок-н-ролл во Франции представлен в первую очередь Джонни Холлидеем (Johnny Hallyday, наст. имя Jean-Philippe Smet), много песен этого стиля пела Сильви Вартан (Sylvie Vartan).
"Ниагара" (Niagara) - типично французский рок, хотя, как обычно, с отклонениями от жанра Отдельно я бы выделил Мишеля Сарду (Michel Sardou), Жильбера Беко (Gilbert Becaud) и отчасти Жюльена Клера (Julien Clerc) - это люди, творящие в своей манере, смесь чуть ли не всех жанров, у каждого своя, неповторимая.
Серж Гензбур (Serge Gainsbourg, наст. имя Lucien Gainsbarr) - опять-таки отдельная песня (каламбур). Это талантливый композитор, тоже не замыкающийся в рамках какого-то отдельного направления.
Весьма оригинален Анри Сальвадор (Henry Salvador) - насмешник от музыки, пародист, пишущий необычные песни, издевающийся над музыкальными штампами.
Лирическая, балладная музыка: Франсуа Фельдман (Francois Feldman), Франсис Кабрель (Francis Cabrel), Энзо Энзо (Enzo Enzo, наст. имя Korin Ternovtseff, русское происхождение), Нана Мускури (Nana Mouskouri), Филип Лафонтен (Philippe Lafontain), отчасти (плохо его знаю) Жан-Жак Гольдман (Jean-Jacques Goldman).
Есть определенный слой ФЯМ, к которому я могу применить только одно слово - "эстрада", т.е. легкая музыка, не заставляющая задумываться над собой. Сюда я бы отнес Мишеля Фюгена (Michel Fugain), Даниэля Жерара (Danyel Gerard), Клода Франсуа (Claude Francois) (его поклонники за эти слова меня с потрохами съедят), Мишель Торр (Michele Torr) (она, по-моему, просто мечется от жанра к жанру), некоторые песни Клера, Дидье Барбеливьена (Didier Barbelivien), Карен Шерил (Karen Cheryl), Далиду (Dalida, наст. имя Iolanda Gigliotti), Дэйва (Dave), Мари Мириам (Marie Myriam)... Имя им легион.
Где-то посередине между эстрадой и шансоном Мари Лафоре (Marie Laforet). Я могу дать голову на отсечение, что у нас не найдется ни одного человека старше 15 лет, не слышавшего ее песни "Manchester et Liverpool". Я заявляю это так категорично, потому что мелодия этой песни использовалась в программе "Время" в прогнозе погоды. Правда, эта аранжировка Мориа (Paul Mauriat) не самая лучшая, на мой взгляд.
Весьма популярна в последние годы Ванесса Паради (Vanessa Paradis), по манере исполнения также переходящая от эстрады к шансону в одну сторону и к року в другую. Не знаю, куда отнести Жака Дютрона (Jacques Dutronc). Многое из того, что он написал и спел сам, не похоже аболютно ни на что, адская смесь шансона и рока; то, что он писал для других, и то, что он пел не свое - что-то среднее между шансоном и эстрадой. Стоит сказать несколько слов о Каас (Patricia Kaas). Когда она начинала, это была смесь шансона, джаза и блюза, довольно оригинальная. Теперь же, пожалуй, она ближе к той самой эстраде. Еще стоит отметить ФЯМ с уклоном в кантри. Примеры - Даниэль Лавуа (Daniel Lavoie) (его песня "Ils s'aiment" нехарактерна для него), отчасти Мари Лафоре. К слову, оба из Канады, так что стремление к кантри вполне объяснимо. В конце хотелось бы перечислить нескольких композиторов, чьи имена для меня являются "знаком качества", т.е. их песни наверняка покажутся мне интересными. Это Дидье Барбеливьен, Андре Попп (Andre Popp, та самая "Manchester et Liverpool"), Франсис Лей (Francis Lai, песня "Un homme et une femme" к одноименному фильму - "Мужчина и женщина"), Кристиан Брунн (Christian Bruhn), Жан-Мишель Рива (Jean-Michel Rivat), Мишель Журдан (Michel Jourdan), Патрик Жюве (Patrick Juvet). Мишель Легран (Michel Legrand) - это уже легенда. И несколько слов о поэтах, творящих французские песни, с той же точки зрения. Первый по всем статьям - Пьер Деланоэ (Pierre Delanoe), написавший более 5000 (!) песен за 40 лет. Далее Клод Лемель (Claude Lemesle), Эдди Марней (Eddy Marnay), Пьер Бару (Pierre Barrouh), Фрэнк Томас (Frank Thomas). И уж в самом конце упомяну о французских киноактерах, тоже решивших спеть. Началось все еще с 30-х годов: Фернандель (Fernandel, наст. имя Fernand Joseph Desire Contandin), Габен (Jean Gabin, наст. имя Jean-Alexis Moncorge), Бурвиль (Bourvil)... Потом Жюльет Греко (Juliette Greco), Брижит Бардо (Brigitte Bardot, наст. имя Camille Javal), Джейн Биркин (Jane Birkin), Ален Делон (Alain Delon)... PS. Я приводил здесь имена, знакомые мне как минимум по некольким произведениям - по одной песне судить не берусь. Упомяну тех, кто, на мой взгляд, заслуживает внимания, даже по одной песне: Ришар Антони (Richard Anthony), Фрида Боккара (Frida Boccara), Дани Брийян (Dany Brillant), Патрик Брюэль (Patrick Bruel), Пьер Гроколя (Pierre Groscolas), Марк Гамильтон (Marc Hamilton), Тьери Азар (Thierry Hazard), Патриция Лавила (Patricia Lavila), Джин Мэнсон (Jeane Manson), Клод Нугаро (Claude Nougaro), Морт (Мортимер) Шуман (Mortimer Shuman), Диана Телль (Diane Tell).
Copyright
© Кирилл Пантин, Москва, 1998.
Copyright
© Russian FAQ Archives